13.02.2023 11:03
Документы.
Просмотров всего: 21017; сегодня: 10.

Условия ставок по кредитам и вкладам должны быть очевидны для клиента

Условия ставок по кредитам и вкладам должны быть очевидны для клиента

Банк России и Федеральная антимонопольная служба рекомендовали указывать условия изменения ставок и их возможные значения тем же шрифтом, что и наиболее привлекательные проценты по вкладу или кредиту, и не отображать одни параметры менее заметно, чем другие. Потребитель должен сразу видеть диапазон полной стоимости кредита и размер минимальной гарантированной ставки по вкладу.

Об этом говорится в совместном письме регуляторов о раскрытии информации по финансовым продуктам на сайтах банков и других финансовых организаций.

Сейчас некоторые кредиторы стараются не акцентировать внимание клиентов на том, что низкая ставка по кредиту или займу действует недолго и только при покупке страховки или дополнительных услуг. Те же приемы банки используют для продвижения вкладов: указывают ярким и крупным шрифтом высокие ставки и делают менее заметными условия о том, что для их получения надо приобрести дополнительные услуги или что ставка снижается через какой-то период времени.

Такие практики не только вводят в заблуждение потребителей, но и ведут к нарушениям в сфере конкуренции.

Текст документа:

Центральный банк Российской Федерации от 10.02.2023 № ИН-03-59/10

Федеральная антимонопольная служба от 10.02.2023 № АК/9430/23

Кредитным организациям

Микрофинансовым организациям

Кредитным потребительским кооперативам

Сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам

Ломбардам

Информационное письмо о раскрытии параметров финансовых продуктов на сайтах

По итогам анализа информации о потребительских кредитах (займах)1 (далее – кредитные продукты), размещаемой профессиональными кредиторами2 и их партнерами на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайты), и информации о вкладах для граждан (далее при совместном упоминании – финансовые продукты), размещаемой кредитными организациями и их партнерами на своих сайтах, выявлены практики раскрытия информации об условиях финансовых продуктов ненадлежащим образом.

Наиболее часто встречаются практики некорректного информирования о размере процентной ставки: акцентированное указание только минимальной (начальной) процентной ставки по кредитному продукту либо только максимальной (предельной) процентной ставки по вкладу по сравнению с иной значимой информацией, такой как размер повышенной процентной ставки по кредитному продукту в случае несоблюдения определенных требований/условий, ограниченный период действия минимальной процентной ставки по кредитному продукту, необходимость приобретения дополнительных услуг в целях получения возможности размещения вклада под наиболее привлекательную процентную ставку, начисление процентов по вкладу с применением нескольких процентных ставок в разные периоды времени, а также применение различных ставок в зависимости от того, вносятся денежные средства в качестве первоначальной суммы вклада или для его пополнения.

Указанные подходы к раскрытию информации о финансовых продуктах могут приводить к возникновению необоснованных преимуществ перед конкурентами и нарушениям в сфере конкуренции. С учетом конкретных обстоятельств данные действия могут рассматриваться как нарушение положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также базовых стандартов3.

Учитывая изложенное, Банк России и ФАС России в целях исключения введения в заблуждение потребителей финансовых услуг об условиях финансовых продуктов рекомендуют:

1. В рамках раскрытия информации о финансовых продуктах на сайтах профессиональных кредиторов в разделе, посвященном соответствующему финансовому продукту, равнозначным по размеру шрифтом без использования графических приемов (различий в фоне, цвете и теме шрифта), позволяющих отображать одни параметры (их значения и варианты) менее заметно по сравнению с другими:

профессиональным кредиторам отражать значения процентной ставки по кредитному продукту, а также условия, влияющие на ее размер (например, условие о наличии или отсутствии полиса добровольного страхования), и диапазон полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых;

кредитным организациям отражать все возможные значения процентной ставки по вкладу для граждан, условия и период применения каждого из значений, а также размер минимальной гарантированной ставки по вкладу.

2. Профессиональным кредиторам при раскрытии на их сайтах информации о кредитных продуктах, предполагающих использование заемных средств на цели оплаты приобретаемых у партнеров профессиональных кредиторов, в том числе застройщиков, автодилеров (далее – партнеры), товаров (работ, услуг), обращать внимание потребителей на различия в условиях приобретения у партнеров товаров (работ, услуг) в зависимости от использования для их оплаты средств, предоставленных в рамках кредитного продукта, и провести необходимую работу со своими партнерами в целях раскрытия на их сайтах соответствующей информации о разнице в условиях приобретения4, а также опубликования ими на своих сайтах гиперссылки для перехода на соответствующий раздел сайта профессионального кредитора, содержащий информацию о кредитном продукте.

Настоящее письмо подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальных сайтах Банка России и ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Первый заместитель Председателя Банка России Д.В. Тулин

Заместитель руководителя ФАС России А.Б. Кашеваров

1 В том числе обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой.

2 Лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

3 Разработанных в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».

4 В том числе имеющихся различиях в цене товаров (работ, услуг), в частности возникающих за счет предоставления партнером скидки при их приобретении с использованием иных кредитных продуктов либо без привлечения заемных средств.  



Условия ставок по кредитам и вкладам должны быть очевидны для клиента

Условия ставок по кредитам и вкладам должны быть очевидны для клиента

Условия ставок по кредитам и вкладам должны быть очевидны для клиента


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=14484
Поделиться:

Интересно:

Москва открывает новые возможности для сотрудничества
20.06.2025 14:16 Новости
Москва открывает новые возможности для сотрудничества
В рамках Петербургского международного экономического форума состоялся Региональный консультативный форум «Деловой двадцатки» (B20). Мероприятия прошло под общим девизом председательства Южной Африки «Инклюзивный рост и процветание через глобальное сотрудничество». Среди участников – руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы (ДВМС) Сергей Черёмин, Посол МИД РФ по особым поручениям по вопросам «Группы двадцати», АТЭС и БЕП Марат Бердыев, Шерпа B20 South Africa Кас Кувадиаи другие официальные лица. Руководитель ДВМС отметил необходимость обмениваться лучшими практиками между городами в условиях глобальной урбанизации. В частности столица РФ может поделиться с другими городами множеством инновационных решений в различных областях. «Москва стала действительно инклюзивным городом, который позволяет обеспечить жителям практически равноценный и равноправный...
Карьерные стратегии поколений: как меняются приоритеты на рынке труда
20.06.2025 12:31 Аналитика
Карьерные стратегии поколений: как меняются приоритеты на рынке труда
Рекрутинговая компания Marksman провела исследование «Карьерные стратегии поколений». Эксперты выяснили, как как россияне разных возрастов строят профессиональные траектории. Анализ данных по городам-миллионникам и региональным центрам показал: поколение 40+ чаще выбирает смешанные форматы работы, миллениалы ставят на скорость карьерного роста, а молодые специалисты из регионов готовы к переездам, чтобы «прокачать» опыт. При этом столичные соискатели реже рискуют стабильностью, а региональные таланты превращают мобильность в главный козырь.  Работа в найме vs другие формы занятости Эксперты Marksman провели исследование предпочтений соискателей на основе анализа 6 700 резюме, опубликованных на платформе HH.ru в мае 2025 года. Данные показали, что несмотря на растущую популярность альтернативных форм занятости, традиционный найм остается наиболее востребованным форматом работы для...
Древнерусская изба: внутреннее устройство и предметы интерьера
20.06.2025 11:05 Аналитика
Древнерусская изба: внутреннее устройство и предметы интерьера
Чтобы детально реконструировать внутреннее убранство дома, нужно приложить немало усилий. Главным образом, помощь в этом нелегком деле могут оказать такие науки как этнография, иконография, а также разные археологические исследования, раскопки и даже некоторые письменные источники. Эти данные дают возможность примерно обозначить стандартные приёмы композиционных и конструктивных приемов, а также помогают выделить некоторые устойчивые черты интерьера жилого помещения древнерусской избы. Особенно яркие устоявшиеся черты можно назвать уже сейчас: материал, из которого чаще всего было изготовлено все убранство дома - дерево; жилое пространство в избах было ограниченным; примерно одинаковая планировка, за счет установки печи, а также вся остальная меблировка. Именно это, наряду со всеми вековыми традициями уклада, определяло однообразие внутреннего убранства дома восточнославянского мира...
226 лет назад была образована Российско-американская компания
20.06.2025 09:17 Аналитика
226 лет назад была образована Российско-американская компания
Под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Российская Американская компания - полугосударственная колониальная торговая компания, основанная Григорием Ивановичем Шелиховым и Николаем Петровичем Резановым и утверждённая указом императора Павла I 8 (19) июля 1799 года. После продажи Аляски США в 1867 году формально прекратила свою деятельность, но фактически существовала до 1881 года и выплачивала дивиденды до 1888 года. История названия Торгово-промысловое предприятие было создано 19 (30) июля 1797 года в Иркутске путём объединения Северо-восточной американской, Северной и Курильской компаний Натальи Алексеевны Шелиховой и Ивана Илларионовича Голикова с компанией иркутских купцов во главе с Николаем Прокофьевичем Мыльниковым. 3 (14) августа 1798 года в Иркутске подписан акт, подтверждавший «предварительное соединение» двух компаний под названием Соединённая...
19.06.2025 19:43 Аналитика
Выручка холдинга Ventra достигла 24 млрд
Выручка холдинга Ventra за 2024 год составила 24,1 млрд рублей, что на 25% выше показателя предыдущего года (19,2 млрд). Все ключевые направления бизнеса показали рост по итогам 2024 года: HR-сервисы и аутсорсинг (Ventra), HR Tech (Ventra Go!), а также облачные решения — компания ITKey, с которой Ventra объединила активы в 2024 году.  В 2024 году число сотрудников на проектах холдинга достигло 17 000 человек. Экспертиза холдинга и ее вклад в развитие потенциала команд была высоко оценена сообществом: в минувшем году Ventra была признана одним из лучших работодателей России сразу по трем авторитетным версиям — Forbes, РБК и HeadHunter. Кадровый и аутсорсинговый бизнес Ventra достиг показателя выручки в 18,9 млрд рублей, показав рост на 15%. Успех обеспечен укреплением позиций на рынке ключевых направлений. В области профессионального подбора клиентский портфель был увеличен...