28.10.2021 16:11
Аналитика.
Просмотров всего: 21269; сегодня: 1.

Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов

Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов

Клиенты чаще всего выбирают ломбарды по территориальному признаку, рядом с домом или работой. Большинство договоров займа оформляется сроком до месяца, средняя сумма займа составляет 11,6 тыс. рублей, говорится в первом выпуске материала «Тенденции на рынке ломбардов в 2021 году».

На протяжении последних двух лет происходит концентрация рынка — портфель и объем выдаваемых займов увеличиваются при сокращении числа компаний. Однако на рынке по-прежнему работают в основном небольшие локальные ломбарды — это предприятия малого бизнеса, у большинства портфель не превышает 10 млн рублей.

В дальнейшем материалы о тенденциях на рынке ломбардов планируется публиковать ежегодно.

Тенденции на рынке ломбардов в 2021 году.

Реестр ломбардов.

11.01.2021 вступили в силу изменения в закон 196-ФЗ1, предусматривающие в том числе введение заявительной реестровой модели допуска ломбардов на финансовый рынок, а также порядок приобретения и прекращения статуса ломбарда.

На 09.07.2021 (завершение переходного периода для включения в реестр по новому заявительному порядку) в реестре состояло 2 215 ломбардов:

- 586 ломбардов не смогли подтвердить статус ломбарда по новому порядку включения в реестр2.

На 22.10.2021 в Государственном реестре ломбардов состояло 2236 ломбардов.

Основные показатели рынка.

На протяжении последних двух лет происходит концентрация рынка:

- портфель и объем выдаваемых займов увеличиваются при снижении числа участников;

- на рынке растет доля крупных сетевых ломбардов.

Влияние пандемии на рынок было существенным из-за закрытия большого числа офисов:

- в II квартале 2020 года объем выданных займов существенно снизился (на 23%), что привело к уменьшению портфеля ломбардов на 7% по отношению к предыдущему кварталу;

- к концу 2020 — началу 2021 года рынок восстановился.

Профиль ломбарда.

Большинство ломбардов можно отнести к малому бизнесу:

- более 70% компаний — небольшие ломбарды с портфелем не более 10 млн руб. и штатом сотрудников менее 10 человек.

При этом на рынке действуют и крупные организации — ломбарды с портфелем более 150 млн рублей. Среди таких ломбардов в том числе:

- ломбарды с широкой сетью обособленных подразделений в крупных экономически развитых регионах;

- ломбарды, сотрудничающие с сетями по реализации золотых изделий, которые используют площадки магазинов.

Более половины ломбардов работают на рынке свыше 10 лет.

Профиль ломбарда (сегменты).

Рынок ломбардов можно условно разделить на три сегмента:

- сетевые ломбарды — присутствуют более чем в 5 регионах и специализируются на выдаче займов под залог золотых изделий;

- региональные ломбарды — работают на местном рынке и принимают в качестве залога преимущественно изделия из золота, а также другие ценные вещи (бытовую технику, часы и др.);

- автоломбарды — специализируются на залоге транспортных средств (в том числе дорогих автомобилей), в основном работают в Москве и Санкт-Петербурге.

С начала 2020 года сетевые ломбарды увеличили присутствие на рынке — доля сегмента в общем портфеле ломбардов увеличилась до 41,1% (+3,6 п.п.).

Доля региональных ломбардов за аналогичный период сократилась до 56,6% (-2,4 п.п.), при этом на данный сегмент приходится 96% всех участников рынка.

Региональное распределение.

Рынок ломбардов достаточно сильно концентрирован по региональному признаку — большинство ломбардов находится в регионах с высокой долей городского населения и городах федерального значения:

- на топ-5 регионов по величине портфеля приходится 42% портфеля рынка и 37% объема выданных займов по итогам 2020 года;

- на топ-15 — 65% портфеля рынка и 61% объема выданных займов по итогам 2020 года.

Профиль заемщика.

Профиль заемщика ломбарда выглядит следующим образом:

- 43% клиентов ломбардов приходится на возрастную группу 45 лет и старше;

- 55%  заемщиков — женщины;

- 72% от  заемщиков — постоянные клиенты (притока новых клиентов в период пандемии не произошло).

Договоры займа.

Средняя сумма займа в ломбарде с II квартала 2020 года выросла а 22% и в конце II квартала 2021 года составила 11,6 тыс. рублей.

Большинство договоров в ломбарде заключается на краткосрочный — до 1 месяца (55%) и среднесрочный — 1-3 месяца (34%) периоды. По срокам и суммам займы в ломбарде сопоставимы с займами МФО.

Виды залогов.

Основное количество договоров заключается под залог золотых изделий — более 80%.

Также клиенты ломбардов могут брать займы под залог предметов искусства, бытовой техники, оригинальных вещей знаменитых брендов, изделий из серебра.

Невостребованное имущество.

Большинство сделок по реализации невостребованного имущества покрывает всю сумму задолженности (47% ломбардов) либо превышает ее (18% ломбардов).

Основными площадками реализации являются сами ломбарды (47% ломбардов) и организации, занимающиеся переработкой драгоценных металлов — 27%.

Более 50% реализаций происходит в течение 1 месяца, в том числе 11% — до 5 дней.

Перспективы развития рынка.

90% ломбардов3 занимаются только выдачей потребительских займов. Ломбарды остаются одним из наиболее консервативных видов бизнеса — 49% организаций не планируют осваивать новые направления деятельности.

В качестве возможных направлений развития участники рынка выделяют следующие:

- открытие новых обособленных подразделений, в том числе в иных регионах, не по месту регистрации ломбарда;

- использование в деятельности ломбарда современных решений: онлайн-оценка залога и выезд к клиенту. Небольшое число организаций используют мобильное приложение для оплаты процентов, оплату процентов по QR-коду через онлайн-банкинг.

Чаще всего клиенты выбирают ломбард по территориальной принадлежности, в связи с чем большинство ломбардов используют традиционные инструменты для привлечения клиентов — наружную (71% ломбардов) и печатную (38% ломбардов) рекламу:

- в целях сохранения клиентской базы 42% компаний используют программы лояльности, позволяющие увеличить сумму займа на основе рейтинга клиента.

В числе основных причин отсутствия развития компании отмечают нехватку денежных ресурсов (23% ломбардов) и конкуренцию (19% ломбардов)4.

Объемы средств, привлекаемых ломбардами, существенно ниже, чем у других МФИ:

- основным источником денежных средств для ведения деятельности являются собственные средства учредителей — физических лиц (65%)5.

Конкуренция и жалобы.

Больше 85% организаций отметили, что их основными конкурентами являются другие ломбарды.

Также организации указали в качестве конкурентов МФО (45%) и кредитные организации (16%).

37% ломбардов сталкивались со случаями недобросовестных практик:

- около 50% опрошенных отметили, что основным видом недобросовестной конкуренции является деятельность «серых» ломбардов.

1 Федеральным законом от 13.07.2020 № 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах».

2 В соответствии со статьей 2.6 Закона «О ломбардах».

3 На основании данных анонимного анкетирования рынка в мае 2021 года: приняли участие 664 ломбарда, или 30% организаций от числа ломбардов в реестре на 09.07.2021 (малые и крупные, региональные, сетевые и автоломбарды).

4 На основании данных анонимного анкетирования рынка в мае 2021 года: приняли участие 664 ломбарда, или 30% организаций от числа ломбардов в реестре на 09.07.2021 (малые и крупные, региональные, сетевые и автоломбарды).

5 На основании данных отчетности на 30.06.2021.

Ответственное структурное подразделение: Департамент микрофинансового рынка.


Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов

Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов

Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов

Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов

Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов

Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов

Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов

Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов

Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов

Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов

Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов

Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов

Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов

Банк России проанализировал основные тенденции на рынке ломбардов


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=12383
Поделиться:

Интересно:

Как в Царском Селе развлекали русских царей?
14.03.2025 14:27 Аналитика
Как в Царском Селе развлекали русских царей?
В Царском Селе отдыхали не только по-царски. Как выглядел досуг представителей императорской фамилии и их гостей. Стрельба и танцы Петр I задумал Царское Село как одну из мыз (дач) вдоль южного побережья Финского залива для "увеселения и домашней провизии, прогулок, чистого воздуха и охоты", где витал "дух простых удовольствий"1. Еще это был "кусочек Европы в России: Александровский парк напоминал парк Пагоденбург в Мюнхене, а гора Парнас - подобную гору на римской вилле Медичи"2. Здесь аристократам можно было погулять среди экзотической флоры и фауны. Некоторые сорта яблонь, приобретавшиеся у знаменитого ученого-садовода Э.Л. Регеля для выращивания в верхних теплицах Александровского парка, именовались в честь коронованных особ - "Наследник Николай Александрович" или "Император Александр". При императрице Елизавете на мызе "стреляли из пушек, кушали, ехали на охоту, после еды был бал...
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
14.03.2025 13:12 Мероприятия
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
12 марта 2025 года в пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию 100-летия со дня блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Эта памятная дата широко отмечается в России как на церковном, так и на государственном уровне. Для подготовки памятных мероприятий был учрежден Оргкомитет во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В пресс-конференции приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Жанна Алексеева; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии, сопредседатель Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины Патриарха Московского Тихона; митрополит Псковский и Порховский Матфей, председатель Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и...
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
12.03.2025 17:31 Новости
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
На Уралвагонзаводе состоялась творческая встреча народного артиста России Игоря Угольникова с сотрудниками предприятия. Известный режиссер, продюсер и сценарист представил заводчанам сценарий нового художественного фильма «Урал-Фронту», посвященный подвигу танкистов и тружеников уральских заводов времен Великой Отечественной войны и сегодняшних дней. Он подчеркнул, что самое непосредственное участие в картине должны принять работники Уралвагонзавода — наследники великого подвига предков, которые сегодня также работают для победы.  Символично, что встреча состоялась 11 марта. В этот день в России отмечают День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса на средства жителей Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей. Вклад Уралвагонзавода в создание корпуса...
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
11.03.2025 22:35 Интервью, мнения
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
10 марта в Общественной палате РФ состоялось подведение итогов проекта «От эскиза до подиума». Национальный конкурс «От эскиза до подиума» посвящен развитию творчества юных дизайнеров современной модной одежды. По приглашению организаторов я приняла участие в жюри заключительного этапа конкурса на котором состоялись показы коллекций участников прошедших предварительные этапы отбора.  Конкурс - национальный, в нём приняли участие дети из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Владимира, Красноярска, Казани, Ханты-Мансийска, Московской области, Республики Мордовия, Екатеринбурга, других регионов и городов нашей страны. Юным дизайнерам помогали наставники, консультанты, организаторы конкурса, общественные организации, конечно же родители, наверное дедушки и бабушки,  друзья. Но главным стало желание молодых участников конкурса творить, создавать что-то новое, удивить...
Народы Древней Руси
11.03.2025 12:02 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...